Форма буквы «Тет» составлена из буквы «заин» с короной, «тагим», на голове и присоединившимся к её основанию ковшиком «каф». Гиматрия её девять.
Буква «Тет» означает «тит», глину в руках Творца, как сказано: «Вот, как глина в руках горшечника, так и вы в Моих руках, дом Израиля» (Ирмияhу 18:6). Всё живое в мире Он сотворил из праха и возвратится всё в прах в конце дней. Не «тет» читай и не «тит», это «афар», прах, из которого Он сотворил Адама (Мидраш «Отийот де раби Акива»).
Это материя, из которой создан человека, он родился и умрёт, но божественная природа его души бессмертна. «Прах возвратится в землю, как и было раньше, а дух возвратится к Всесильному, Который дал его» (Коhелет 12:7).
Горские евреи эту букву читают, как «дид», говорят: «Дид дэшэндэ» – ковырять, извлекать (из земли). «Тет» для нас, словно ковш, которым мы можем извлечь все элементы, составляющие наш мир, «Олам hа-зэ».
«Тет» – это «типа'», капля семени, от которой произошёл человек. Рассказывает «Мидраш йеламдену» (Пекудей), что малъах hа-Мемунэ доставляет эту каплю к Творцу, чтобы Он открыл путь к оплодотворению и назначил женский или мужской род для того, кто должен родиться через девять месяцев (Мидраш Талпиот, «Анаф типа»).
«Тет» – это «тов», это «хорошо», это знак добра. Это одно из первых и важных слов в начале Торы: «И увидел Б-г свет, что он (тов) хороший» (Бэрешит 1:4).
Он создал планету Земля, горы на ней и моря, покрыл её лесами и травой и сказал, что это (тов) хорошо (Бэрешит 1:12). Он отделил свет от тьмы и сказал, что это (тов) хорошо (Бэрешит 1:18). Сотворил Всесильный животный мир на земле и увидел, что это (тов) хорошо (Бэрешит 1:21). Создал человека и весь прекрасный мир (тов меод) для него (Бэрешит 1:31). Чтобы человек был (тов) добрым и достойным этого творения, не разрушал, не уродовал, а сохранял для последующих поколений.
Мы просим для себя много хорошего, «товот работ»: хорошего здоровья, хороших условий жизни, хорошей работы с хорошей оплатой. А каковы мы сами, что хорошего в нас для нас самих и для людей? Какой путь мы избрали для приобретения благ в этом мире?
Когда мы жаждем только материальных благ, «Тет» преобразуется в «таут», в ошибку, и душа остаётся пустой. За эту ужасную ошибку отвечаем перед Творцом.
Если ты совершил добрый поступок и ждёшь за это награду, в твоём поступке найдут изъян. А если совершал от чистого сердца и не думал о награде, оценят его сполна. Поэтому сказал мудрый царь Шеломо: «Возложи на Б-га свои дела, и исполнятся твои замыслы» (Мишлей 16:3).
Он, Всесильный, «тов у-метив»(הַטּוֹב וְהַמֵּטִיב) , добрый и творящий добро. Мы повторяем это ежедневно, благословляя Его после еды (Биркат hа-мазон). И говорим: «Как велико добро Твоё, которое хранишь Ты для боящихся Тебя, творишь для уповающих на Тебя пред сынами человеческими» (Теhилим 31:20).
Рабби Йоханан завершая чтение книги Иова, сказал: «Человека ждёт могила, а корову – шохет, резник, который зарежет её на мясо. И у человека, и у животного свой час. Но счастлив тот, кто рос с Торой на устах, трудился над ней и возвысил свой дух над животными страстями, радуя своего Создателя. Счастлив тот, кто жил с добрым именем и ушёл из мира с добрым именем».
«Тет» содержит в себе два противоположных качества «таhор и тамэ» (טהור וטמא), «чистое и нечистое».
Сказал Всевышний: «Ограждайте же сынов Израиля от нечистоты дабы не умерли они в нечистоте своей» (Ваикра 15:31).
Понятие ритуальной нечистоты, «тум'а», относится только к еврею. Основные виды её:
«тум'а мет» (от мёртвого тела);
«тум'а hатэhом» (от могилы);
«тум'а нида» (при выделение менструальной крови у женщины);
«тум'а зав» (при поллюции и истечениях у мужчины);
«тум'а цараат» (от больного лепрой и некоторыми другими кожными болезнями);
«тум'а нэ¬вела» (от трупа животного);
«тумъат эрев» (ритуальная нечистота до вечера);
«тум'а авода зара» (прикосновение к культовым предметам идолопоклонников);
«тум'а охалим» (ритуальная нечистота продуктов).
Источник «тум'а», при физическом контакте устанавливает прочную связь с человеком, с его душой и лишает его жизненных сил. Тора предупреждает об этом и требует от нас сохранять «таhора», ритуальную чистоту.
«Тум'а» ведёт человека к смерти, а «таhора» к жизни, вода миквы помогает нам сохранить жизнь, очиститься и очистить предметы, которыми мы пользуемся. Однако, следует помнить, что это не гигиеническое, а духовное очищение. Поэтому всё то, что хотим очистить от «тум'а», мы должны предварительно очистить от грязи.
Нас предупреждают: «Не оскверняйте душ ваших негодной едой» (Ваикра 11:43). «Берегите же очень души ваши» (Дэварим 4:15). Это требование Торы. Наша пища может быть чистой или нечистой, то, что мы едим, влияет на наше душевное состояние, всё, что попадает в наш желудок должно быть физически и духовно чистым.
Наш Создатель требует от нас соблюдать законы кошерного питания и мы обязаны исполнять их даже тогда, когда не находим им объяснения. Запретная пища может быть вкусной и питательной для тела, но плохо влиять на нравственное состояние человека.
Запрещено мясо всех хищных животных и травоядных животных, у которых не раздвоены копыта, и которые не отрыгивают жвачку. И запрещено их молоко.
Однако даже мясо разрешённых животных запрещено, если забой скота не соответствовал требованиям кашрута, и если в нём осталась кровь. Для многих народов вполне естественно употребление крови, от этого возрастает их воинственность и стремление к насилию.
Для евреев употребление крови животных и птиц в пищу – преступление: «ибо кровь есть душа; не ешь же души вместе с мясом», и далее: «Не ешь её, дабы было хорошо тебе и детям твоим после тебя» (Дэварим 12:23-25).
Кроме того, запрещено есть и использовать «хэлев», околопочечный жир, образующийся под диафрагмой, запрещено есть бедренную жилу животных, гид анашэ, и запрещено есть смесь молока с мясом, халав-басар, в любом виде. Запрещено не только есть, но и извлекать из этого любую выгоду (Хулин 115, Йоре Деа, 87:1).
За исключением домашних и диких кур, уток, индюков и гусей мясо и яйца всех других птиц запрещено.
Не всякую рыбу мы едим, только ту, у которой есть плавники и чешуя.
Посуда, в которой готовят пищу, и посуда, из которой мы едим, тоже должна соответствовать требованиям кашрута. Отделяем молочную посуду от мясной.
Нельзя пользоваться посудой, в которой была запрещённая пища, до тех пор, пока она не прошла кашерование огнём или кипячением и не была в водах миквы.
В дни Песаха евреи соблюдают особые правила кашрута и запрет на хамец, чтобы не употреблять его и не держать в своих владениях.
Некоторые продукты считаются чистыми только в том случае, если приготовлены еврейскими руками, например виноградное вино. И если посторонний человек, не еврей, прикоснулся к открытой посуде с вином, оно запрещено.
Следует помнить, что ритуальная чистота, «таhора», только часть той духовной чистоты, к которой должен стремиться человек.
Нас грязнят наши мысли, наши слова, наши действия. Нас пачкают желания запретного, гнев, обида. Мы живём в мире, где наши глаза видят разврат, насилие, ненависть. Мы обязаны отстраняться от соприкосновения с такими источниками нечистоты и удерживаться от запрещённого, следует беречь свою душу.
Премия имени Сергея Вайнштейна – присуждается общественным, религиозным деятелям, а также деятелям культуры и науки, внесшим вклад в сохранения и популяризации горско-еврейской культуры и языка джуури как в России, так и за рубежом.
Вручение премии производится ежегодно. Лауреатам вручается статуэтка и денежное вознаграждение.
Задача Премии:
Привлечь внимание российской и зарубежной общественности к горско-еврейской культуре и
популяризация языка джуури
Цель Премии:
Формирование у молодёжи уважения к истории своего народа и высоких нравственных идеалов
*Кого можно выдвигать на соискание премии?
Премия включает номинации как для специалистов, так и для организаций
* Кто может выдвигать?
- Председатели еврейских общин, члены еврейских общественных организаций
* Как подавать заявку на выдвижение?
- Заполнить форму на сайте stmegi.com в разделе Фонд на страничке Премия им. Вайнштейна
* До какого времени принимаются заявки?
- До 1 октября 2023 г.
* Кто решает?
- Решение принимается специальным комитетом во главе с президентом Фонда СТМЭГИ
* Размер премии
- Фонд премии – 1 млн.р.
- Вариант 1 – разделение на 1, 2, 3 место (500,300,200)
- Вариант 2 –лауреаты(3 по 300) + 100 зрительских симпатий путем голосования на сайте
* Дата объявления лауреатов
- 1 ноября 2023 г.
* Дата Церемонии
- 15 ноября, если попадает на пятницу или шабат, церемония переносится на четверг
* Место проведения?
- Будет объявлено за месяц до проведения церемонии
* Номинации
Номинация - за вклад в преподавание, распространение, изучение и сохранение языка джуури
Номинация - за вклад в сохранение традиционной культуры горских евреев
Номинация - Благотворительность
Номинация - «Художественное слово на джуури»
Номинация - за вклад в просветительскую работу
Номинация - за вклад в развитие музыкального искусства на джуури
Номинация - «Аудиовизуальное искусство на джуури»
Подноминация «Документальное, художественное, мультипликационное кино, фотоискусство»
Номинация - «Книжное реставрационное дело и издание книг на джуури»